Среда, 14.11.2018, 20:23
Пауэрлифтинг ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
все [116]
Медицина и ЛФК [43]
Диета [63]
Спортивное питание [114]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей 
Главная » Статьи » все

Влияние возрастных особенностей детей, подростков и юношей на развитие силовых способностей

Влияние возрастных особенностей детей, подростков и юношей на развитие силовых способностей


      При  перспективном  планировании  многолетней  спортивной  подготовки  юных  спортсменов, а  также  при  определении  объёмов  специальной  и  общей  физической  подготовки    юных  спортсменов  на  начальных  этапах  многолетнего  тренировочного  процесса   необходимо, прежде  всего, исходить  из    особенностей  возрастного  развития  их  функциональных  систем   в  определённые  возрастные  периоды.
          Возраст  оказывает  определённое  влияние  на  характер  и  темп  развития  морфологических  изменений  и  функциональных  перестроек  в  организме, связанных  с  воздействием  систематических  занятий  физическими  упражнениями  и  спортом. Признаки, обусловленные  естественным  возрастным  развитием  организма, своеобразно  переплетаются  с  признаками, возникающими  в  результате  приспособления  организма  к  систематическим  занятиям  спортом.
          Влиянием  возрастного  фактора  объясняется  наиболее  выраженная  динамика  изменений  соматических  показателей  физического  развития (отражающих  сдвиги  в  обмене  веществ, нарастание  массы  тела  и  мышечной  силы, а  также  структурные  перестройки  скелета)  у  подростков. Так, у  подростков  темпы  естественного  возрастного  развития  могут  превысить  скорость  нарастания  основных  показателей  физического  развития - роста, веса  и  окружности  грудной  клетки, обусловленного  воздействием  тренировки. Так, в  динамических  наблюдениях  за  полугодовые  периоды  систематической  тренировки,  приросты  длины  и  веса  тела, а  также  окружности  грудной  клетки  у  подростков  и  юношей    оказываются  наибольшими  в  возрасте  14 - 16 лет, ослабевая  в  дальнейшем, что  соответствует  типичной  возрастной  динамике  изменения  этих  показателей (Р.Е.Мотылянская, Л.И.Стогова, Ф.А.Иорданская, 1967).
          Таким  образом, основная  задача  тренера  на  этапе  предварительной  подготовки  состоит  в  создании  благоприятных  условий  для  всестороннего  развития  организма  юного  спортсмена. При  этом  необходимо  учитывать, что возрастное  развитие  функциональных  систем  организма  протекает  с  различной  скоростью  и  зависит  от  внутренних  и  внешних  факторов. В  зависимости  от  темпов  и  уровня  развития    функциональных  систем  в  различные  возрастные  периоды  создаются  благоприятные  условия  для  развития определённых  двигательных  качеств.
          Например, двигательный  аппарат  детей, большая  подвижность, высокая  эластичность  связок  и  мышц, прогрессивное  развитие  способности  к  дифференцированию  степени  мышечных  усилий  позволяют  уже  в  младшем  школьном  возрасте (6 - 8 лет)  овладевать  технически  сложными  видами  спортивных  движений. В  то  же  время, высокие  динамические  и  статические  нагрузки  могут  привести  не  только  к  задержке  естественного  развития, но  и  к  серьёзным  морфо - функциональным  изменениям  как  в  опорно - двигательном  аппарате,  так  и  в  других  функциональных  системах  организма  юного  спортсмена.
          Обследование  юных  спортсменов, проводившееся   в  ходе  педагогических  исследований  на  акробатах, показало, что  высокий  уровень  физических  нагрузок, не  соответствующий  возрастному  развитию  приводит  к  серьёзным  нарушениям  осанки  и  даже  к  сколиозу (Л.А.Битюцкая, К.М.Устимов, Д.Г.Штейнгольц, 1986). При  этом  у  акробатов  в  возрасте   8 - 10 лет   наблюдалась  высокая  степень  овладения  сложными  в  техническом  отношении  движениями. 
          Значительное место в развитии физических качеств  в  подростковом  и  юношеском  возрасте должно отводиться  развитию  мышечной силы - способности человека  преодолевать   сопротивление   или    противодействовать  ему путём    мышечного напряжения (Ю.В.Верхошанский, 1988).
          Определение  оптимального  возраста  для  начала  занятий, связанных  с  развитием  силовых  способностей, также  является  важным  фактором, обуславливающим  успех  в  избранном  виде  спорта. Рассматривая  вопрос  о  начале  активных  занятий  в  избранном  виде  спорта, необходимо  заметить, что  в  последние  десятилетия  многие  виды  спорта  заметно  "омолодились", что кроме  прочих  причин,  связано  с  более  ранним  началом  активными  занятиями  спортом. Это  в  первую  очередь  касается  видов  спорта, связанных  с  повышенными  требованиями  к развитию  координационных  способностей, развитию  гибкости, но, тем  не  менее, значительно  омолодилась  и  тяжёлая  атлетика, а  вместе  с  ней  и  пауэрлифтинг (силовое  троеборье). По  мнению   специалистов - наиболее благоприятные     возрастные   периоды   для    развития   силы   -   12 - 15 лет (В.П.Филин, 1974; Л.С.Дворкин, 1982, 1989 и др.).
          Исследования  показали, что занимающиеся  спортом, и  в  частности  с  отягощениями, юные  спортсмены, превосходят  не  занимающихся  ровесников  не  только  по  общему  уровню  развития  физических  качеств, но  и  в  темпах  их  развития (Р.Е.Мотылянская, 1967; А.Г.Хрипкова, 1978).
     В  последние  десятилетия  было  проведено  большое  количество  исследований, посвящённых  изучению  влияния  занятий  атлетической  гимнастикой, силовым  троеборьем  и  бодибилдингом  на  укрепление  здоровья, обоснованию  содержания  и  методики  совершенствования  отдельных  сторон  подготовленности  занимающихся. Исследования  показали, что  всестороннее  физическое  развитие на  этапах  предварительной  и  начальной  подготовки с  учётом  возрастных  физиологических  особенностей  позволяет  обеспечить  поступательный   рост  спортивных   результатов  на  протяжении  всего  периода  подготовки  юных  спортсменов, добиваясь  при  этом  комплексного  развития  различных  физических  качеств (В.Бельский, 1990; В.Ф.Регулян, 1991 и  др.).
     Вместе  с  тем, существует  мнение  о  вредности  упражнений  с  тяжестями  для  подростков  и  юношей. В  частности, указывается  на  то, что  они  могут  вызвать  у  подростков  торможение  роста    и  оказать  неблагоприятное  влияние  на  формирование  позвоночника. Для  изучения  этого  вопроса  был  проведён  целый  ряд  исследований  на  экспериментальной  группе  юных  тяжелоатлетов  14 - 16 лет (М.Т.Лукьянов, А.И.Фаламеев, 1969). Исследования, проводимые  на  протяжении  2 лет, убедительно доказали, что  мнение  об  отрицательном  влиянии  занятий  тяжёлой  атлетикой  на  молодой  организм  не  подтверждается. Более  того, занятия  с  отягощениями  оказывают  значительное  оздоровительное  влияние  и  содействуют  развитию  благоприятных  функциональных  и  морфологических  изменений. Различные  функциональные  пробы, применявшиеся  на  протяжении  всего  учебно - тренировочного  периода, свидетельствовали  о  функциональной  полноценности  сердечно - сосудистой  системы  и  органов  дыхания, о  нарастании  тренированности. Развитие  скелета  у  юных  тяжелоатлетов  протекало  также  как  и  у  пловцов  того  же  возраста. В  скелете  возникают  специфические  изменения, появляются  новые  морфологические  признаки. Они  выражаются  в  гипертрофии  костей, особенно  компактного  их  слоя, и  перестройке  структуры  губчатого  вещества.
     Исследования, приводимые  другими  специалистами, также  не  подтверждают  отрицательного  влияния  правильно  организованных  занятий  с  тяжестями  на  состояние  здоровья  и  физическое  развитие  юных  спортсменов. Упражнения  с  тяжестями  не  только  не  вызывают  патологических  изменений  в  позвоночнике  молодого  спортсмена, но  и  оказывают  благоприятное  воздействие  на  его  осанку (Т.В.Алфёрова, 1986; В.В.Шигалевский, С.А.Душанин, 1988 и др.).
     Тем  не  менее, независимо  от  того, каким  видом  спорта  занимается  спортсмен, занятия  в  детском  и  подростковом  возрасте  должны  быть  направлены, прежде  всего, на  гармоничное  физическое  развитие  всех  функциональных  систем  юного  организма.
     С  учётом  особенностей  физического  развития  в  различные  возрастные  периоды  изменяются  и  приоритеты в  организации  тренировочного  процесса. Так, в  подростковом возрасте занятия следует посвящать укреплению   всех     мышечных групп. В   юношеском  возрасте    целесообразнее     наряду   с   дальнейшим    повышением    "общей    силы"   уделять внимание и развитию "специальной мышечной силы". Показано,  что при     нарастании   нагрузки   в  постепенном    режиме и тщательной индивидуализации методики   обучения    силовые  упражнения не вызывают каких-либо  отклонений   в  росте скелета (Б.А.Никитюк, Б.И.Коган, 1989; К.П.Сахновский, 1990 и др.).
     Силовая  подготовка, спланированная  с  учётом  возрастных  физиологических  особенностей, благотворно  влияет  на  развитие  всех  функциональных  систем  организма. Многочисленные  исследования  убедительно  доказывают, что силовой подготовке   следует   отводить   определённое   место  уже   в    детском    и    подростковом  возрасте (М.Л.Укран, В.М.Смолевский, И.М.Козлов, А.В.Самсонова, 1988; В.В.Лавров, 1990; В.С.Мищенко, 1990 и др.).
     Вопросы возрастного развития мышечной силы у учащихся  школьного возраста, занимающихся   регулярно   спортом, являлись объектом  многочисленных исследований, направленных   на изучение особенностей развития мышечной силы у представителей различных видов спорта. Возрастная динамика развития мышечной силы в процессе занятий    видами    спорта    скоростно-силового характера была  выявлена на моделях  бега    на   короткие     дистанции  и  прыжка  в  длину  с  разбега (В.П.Филин, 1974). С  помощью  станового  динамометра  определялась  мышечная  сила. Исследования  показали  неуклонное  увеличение  становой  силы  с    возрастом: в   период   13 - 18 лет  -   на   50%,  достигая   к   17 - 18  годам показателей,  приближающихся    к    уровню    взрослых   спортсменов. Особенно интенсивен рост  становой силы между 13  и 15 годами. Между 17 и 18 годами рост силы   заметно замедляется. Становая сила у спринтеров 13 лет составляла в среднем   112 кг, у  не занимающихся     спортом   этого   же   возраста  -  84,6 кг. Исследования   показали, что  с  возрастом у юных  спортсменов, как  и  у  их сверстников, не занимающихся   систематически    спортом, происходит  поступательный    рост   мышечной   силы.
     Кроме  прочих  факторов  это  связано, в  частности, с  тем, что с возрастом совершенствуется    нервная      регуляция       мышечной   деятельности, изменяется   биохимический состав и гистологическая структура мышц (Н.Н.Леонтьева, 1951). К 14 - 15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало  отличаются от  мышц   взрослого человека.
     Кроме  того, возрастные изменения строения и функций скелетной  мускулатуры связаны   с     развитием  и  совершенствованием    высшей  нервной   деятельности, сердечно - сосудистой  и  других  систем  растущего  организма.
     Развитие мышечной силы  в  онтогенезе   подвержено изменениям, которые протекают    неодинаково   для   разных   возрастных групп. Наибольший прирост силовых  показателей    мышечных  групп имеет место в период от 12 до 15 лет (Ф.Г.Казарян, 1965; М.Г.Лейкин, 1991 и др.).
     В  большей  степени это объясняется влиянием пубертатного периода,     характеризующегося   бурным   ростом    всех  показателей    жизнедеятельности человека, в том числе и мышечной силы. В период же с 15 до 17 лет показатели абсолютной мышечной силы изменяются в меньшей    степени   по   сравнению    с   предшествующим периодом, а относительная сила даже снижается (Н.А.Фомин, В.П.Филин, 1986).
     Максимальный  прирост  силы, по  мнению   Фомина Н.А.  и  Филина В.П. (1972), приходится  в  подростковом  возрасте  на  13 - 14 лет. После  этого  темпы  прироста  относительной  силы  снижаются. Авторы  отмечают, что в некоторых исследованиях   у   подростков 13 -14 лет     наблюдались    более   значительные    величины относительной мышечной силы по сравнению с испытуемыми 20 - 30 лет.
     Интенсивный  прирост  мышечной  силы  в  подростковом  возрасте  связан  также  с  увеличением  интенсивности  возбуждения  мышц, создания  предпосылок  для  увеличения  мышечной  силы  за  счёт  вовлечения  в  работу  большого  количества  двигательных  нервно - мышечных  единиц (Ю.В.Верхошанский, 1988).
     Таким образом, возрастные изменения в развитии мышечной силы во многом    обусловлены   степенью    двигательной    активности детей и подростков и влиянием    пубертатного   периода, изменениями  морфологических и физиологических    возможностей   организма. Поэтому в процессе  воспитания  силы  необходимо    исходить   из  возрастных особенностей организма, специфики избранного вида  спорта, уделять особое внимание развитию силы отстающих мышечных   групп. Важно не снижать нагрузку в тот возрастной период, когда происходит преимущественное увеличение мышечной силы.
     Возрастные  изменения  мышечной  силы  и, соответственно, средства  и    методы  специальной  и  общей  физической  подготовки, которые  должны  применяться  в  подростковом  возрасте, зависят  от  возрастных  физиологических  особенностей  развития  опорно - двигательного  аппарата, сердечно - сосудистой  и  нервной  систем.
     Особенности  развития  опорно - двигательного  аппарата  связаны    с    его  интенсивным  ростом  с  момента  рождения  и  до  20  и  более  лет.
     Скелет образует структурную основу  тела и в значительной  мере определяет его    форму   и  размер. Роль   костей   не   ограничивается  функцией опоры. Входящие в состав    тканей    минеральные элементы  - являются  одной  из важнейших  составляющих   обменных    процессов. У  детей    в костной ткани преобладают органические вещества, их скелет   гибкий, эластичный, в связи с чем легко деформируется, искривляется при  длительной   и  тяжелой нагрузке.
     Рост позвоночного столба наиболее интенсивно   проходит в  первые  два года    жизни. При   этом    характерен   неравномерный  рост различных отделов    позвоночника. Усиление  темпов    роста позвоночника отмечается в 7 - 9 лет и в период   полового созревания. Структура тканей позвоночного столба существенно  изменяется   с   возрастом. Окостенение, начинающееся   ещё   во  внутриутробном периоде,  продолжается в   течение   всего   детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части    позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде   пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет (А.Г.Хрипкова, 1978).
     Продолжительное  развитие  опорно - двигательного  аппарата, а  также  его  бурный  рост  в  период  полового  созревания  позволяют  сделать  вывод  о  том, что   предельные нагрузки  недопустимы  в  детском  и  подростковом  возрасте. При   повышенной  гибкости, характерной  для  подростков, большие  нагрузки  могут  привести  к   деформации костей. Чрезмерная  мышечная  нагрузка, ускоряя  процесс   окостенения, может  отрицательно  сказаться  на  росте  трубчатых   костей   в  длину. Кроме  того, в  условиях  повышенных  нагрузок  могут  происходить  неблагоприятные  морфофункциональные  изменения  в  строении  костей.
     В  то  же  время, кратковременные околомаксимальные   нагрузки  ускоряют  процессы  обмена  в   организме, активизируют деятельность  эндокринной  системы, а  это   приводит  к  ускоренному росту  скелета (Я.М.Коц, 1986). Объёмы  силовых  нагрузок  напрямую  зависят  от  развития  опорно-двигательного  аппарата  в  целом, поэтому  влияние  нагрузок  на  развитие  скелета  зависит  от развития  мышечной  системы юного  спортсмена.
     Никитюк Б.А. (1986)  выделяет  два  типа  приспособления  к  нагрузке:

1.  Рациональный  тип  адаптации  заключается  в  увеличении  наружных  размеров  костей - расширение  эпифизов  и  диафизов  за  счёт  активизации  субпериостального  костеобразования. При  этом  толщина  компактного  слоя  может  оставаться  неизменной. На  микроскопическом  уровне  происходит  формирование  более  широких, но  тонкостенных  остеонов.

2.  Нерациональный  тип  адаптации  заключается  в  неизменности  или  даже  уменьшении  наружных  размеров  кости  при  утолщении  слоя  компактного  вещества  за  счёт  эндостального  костеобразования  и  сужения  костномозговой  полости. На  микроскопическом  уровне  происходит  формирование  остеонов  малого  диаметра  и  более  толстостенных.
     Условия, ведущие  к  адаптационным  изменениям  1 и 2 типа, заключаются  в  соответствии  уровня  нагрузки  реакции  организма  на  механические  воздействия.
     Таким  образом, развитие  костей  и  скелета  в  целом  зависит  от  уровня  физической  нагрузки  и  развития  нервно - мышечного  аппарата  юного  спортсмена.
     В    период    полового   созревания  (12 - 16 лет) наряду  с  удлинением  трубчатых костей    удлиняются   интенсивно   и  сухожилия мышц. Мышцы, в это время становятся длинными   и   тонкими. В  15 - 18 лет    продолжается дальнейший рост поперечника мышц. В  подростковом  и  юношеском  возрасте  наблюдаются  высокие  темпы  прироста  мышечной  массы. Отношение  веса  мышц  к  весу  тела  в  12 - летнем  возрасте  составляет  29,4%. К  15 годам  вес  мышц  увеличивается  до 32,6%   массы   тела. Наиболее быстро мышечная  масса нарастает в   возрасте от 15 до 17-18 лет, и в юношеском возрасте она составляет 44,2% массы    тела (Я.М.Коц, 1982, 1986).
     Увеличение   массы   мышц   достигается   как   их   удлинением, так и увеличением  их   толщины, в    основном   за  счёт   увеличения диаметра мышечных волокон. К  3 - 4 годам   диаметр   мышц  возрастает  в  2-2,5 раза. С возрастом резко увеличивается количество миофибрилл. К 7 годам по сравнению с новорожденными оно увеличивается в 15-20 раз. В   период   от  7  до  14 лет   рост   мышечной  ткани происходит как за счёт  продолжающихся   структурных   преобразований мышечного волокна, так и в связи со   значительным   ростом  сухожилий. Рост  поперечника  мышечных  волокон   и   внутримышечных соединительнотканных   волокон   продолжается   до    20 - 25 лет  и   во  многом зависит от уровня двигательной активности  (А.Г.Хрипкова, 1978).
     Рост  мышечных  волокон  в  толщину  в  группах  мышц  с  различными  функциональными  характеристиками  происходит  неравномерно  как  по  количественным  показателям, так  и  по  интенсивности. Например, в  двуглавой  мышце  плеча  поперечник  мышечных  волокон  увеличивается  вдвое  к  концу  первого  года  жизни,  и  в  5 раз  к  6 годам. К  17 годам  диаметр  волокон  возрастает  в  8 раз, а  к  20 годам - в 17 раз. Количество  миофибрилл  в  каждом  мышечном  волокне  нарастает, кроме  того, и толщина  миофибрилл  с  возрастом  увеличивается (А.З.Колчинская, 1991).
     С  учетом  развития  опорно-двигательного  аппарата  в  детском, подростковом  и  юношеском  возрасте  в  процессе  тренировок  большое внимание следует уделять длительности воздействия и величине силовых   нагрузок. Тем  более, что    для    достижения    тренировочного   эффекта   юным  спортсменам  требуется  гораздо   меньшая   по   сравнению   с  взрослыми   нагрузка (Н.А.Фомин, 1972; В.П.Филин, 1974 и др.).
     Данный  факт  является  положительным  моментом  для  развития  мышечной  силы  в  подростковом  возрасте, так  как  для  получения  тренировочного  эффекта  требуется  небольшая  по  величине  нагрузка, но  с  ростом  уровня  тренированности  и  при  переходе  в  юношеский  возраст  тренировочный  эффект  пропадает  и  появляется  вновь  лишь  при  увеличении  нагрузки. 
     Активное  возрастное  развитие    опорно - двигательного  аппарата  в  детском  и  подростковом  возрасте  ставит  основным  условием  при  организации  тренировочного  процесса  на  этапе  предварительной  подготовки  создание  благоприятных  условий  для  возрастного  развития  организма  юного  спортсмена. Поэтому  тренировочные  нагрузки  должны  быть  незначительными  по  своей  величине, применяемые  тренировочные  средства  максимально  разнообразными  и  основной  задачей, решаемой  на  данном  этапе  подготовки,  является  всесторонняя  подготовка  юного  спортсмена.
     Возрастные  ограничения  величины  физических  нагрузок, требующих  значительного  напряжения  нервно - мышечного  аппарата, аппарата  кровообращения, связаны  с  незавершённостью  их  функционального  и  морфологического  развития. Так, например, в   возрасте   с   6  до  11 лет увеличение размеров сердца - минимально, но   в   это   время   интенсивно протекают процессы  усовершенствования  нервного   аппарата (А.Г.Хрипкова, 1978).
     В норме ЧСС у взрослого человека - 75 уд/мин. У новорожденного она   значительно выше - 140 уд/мин. Интенсивно  снижаясь в течение первых лет   жизни, она   составляет   к   8 - 10 годам   90 - 85 уд/мин, а к 15 годам ЧСС приближается   к величине взрослого  человека (В.Л.Карпман,1987).
     Систолический объём крови и сердечный выброс с  возрастом повышаются. В 7 лет систолический объем крови составляет  23 мл, в 13 - 16 лет - 50 - 60 мл. Его  прирост  и  определяет увеличение  сердечного  выброса. В   покое   в   возрасте   6 - 9 лет   сердечный выброс равен 2,6 л/мин, в 10 - 12 лет - 3,2 л/мин, в 13 - 16 лет  - 3,8 л/мин. По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются  и    её  реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. На динамическую   физическую   нагрузку  дети   и   подростки   реагируют  повышением частоты сердечных   сокращений, максимального  артериального давления. У тренированных детей   минутный   объём  обеспечивается за счёт  увеличения ударного объема и в меньшей   степени за счёт  ЧСС. У  спортсменов 13 - 15 лет  после  дозированной    физической   нагрузки   ЧСС   увеличивается   на  60 - 70%, максимальное  АД  повышается     на   25 - 30%, а   минимальное снижается  на  20 - 25%, пульс    возвращается  к   исходной  частоте  через  1 - 1,5 мин. У нетренированных   подростков   после   такой    же   работы  ЧСС  увеличивается на 100%, максимальное  АД на   30 - 40%,а   минимальное снижается  на 10 - 15%, пульс    восстанавливается   через   2 - 3 мин (Я.М.Коц, 1986).
     Исследования  показали, что  при  одинаковой  спортивной  специализации   продолжительность  сердечного  цикла  у  юных  спортсменов  меньше, чем  у  взрослых. В  показателях  артериального  давления  в  юношеском  возрасте  у  отдельных  лиц  наблюдается  так  называемая  юношеская  гипертония: повышение  систолического  давления  до  140 - 145 мм рт. ст. Это  повышение  обусловлено  гормональной  гиперфункцией  в  период  полового  созревания (Н.А.Фомин, В.П.Филин, 1972).
     Спортивные  занятия  в  детском  возрасте  существенно  отражаются  на  всей  сердечно - сосудистой  системе. В  большей  мере  это  касается  сердца, в  котором  развиваются  изменения, направленные  на  повышение  его  функциональных  возможностей. В  состоянии  мышечного  покоя  сердце  начинает  функционировать  более  экономично (снижается  частота  сердечных  сокращений). Работоспособность  начинает  больше  зависеть  от  функциональных  возможностей  сердца.
     Экспериментальные  исследования  выявили  теснейшую  положительную  корреляцию  между  абсолютной  физической  работоспособностью  в  режиме  максимального  потребления  кислорода  и  возрастом. Наиболее  ускоренное  развитие  максимальной  работоспособности  наблюдалось  у  подростков  в  14 - летнем  возрасте, это  связано  с  активным  приростом  мышечной  массы  с  13  до  14 лет. Наиболее  активен  прирост  показателей  абсолютного  максимального  потребления  кислорода  в  13 - 14 лет. Причём  до  20 лет  он  может  быть  выше, чем  в  зрелом  возрасте (В.И.Филимонов, Ю.Р.Владова, 1985).
     Многие  специалисты  отмечают  большое  положительное  воздействие  работы  аэробного  характера  на  развитие  и  адаптацию  сердечно - сосудистой  системы  к  силовым  нагрузкам (Р.А.Меркулова, 1989; В.С.Мищенко, 1990 и др.).
     Занятия  видами  спорта  аэробной  направленности положительно  влияют  на  экономизацию  сердечной  деятельности, что  выражается, прежде  всего, в  снижении  частоты  сердечных  сокращений  и  возможности  дольше  работать  в  условиях  кислородного  долга. Систематические  занятия  спортом  приводят  к  ускорению  возрастных  изменений  адаптации  сердца  к  локальному  утомлению  мышц.
     Тем  не  менее, для  юных  спортсменов  характерна  меньшая  эффективность  кислородного  режима  при  физической  нагрузке. Прежде  всего, это  связано  с  возрастными  особенностями  развития. Молодой  организм  более  чувствителен  к  увеличению  кислородного  долга. При  работе  средней  тяжести  у  юных  спортсменов  быстрее  наступает  утомление, что, кроме  различных  факторов, также  связано  с  неэкономичностью  сердечно - сосудистой  системы.
     В  то  же  время, в  ряде  исследований  у  подростков  13 - 15 лет  наблюдались наибольшие  мобилизационные  возможности  при  пульсе  170 уд/мин (Л.Р.Кудашова, 1986). Причём, было  показано, что  по  мобилизационным  возможностям  кислорода  юные  спортсмены  13 - 15 лет  могут  превосходить  показатели  взрослых  спортсменов  при пульсе  170 уд/мин  на  15 - 22%.
     Как  уже  указывалось, применение  в  тренировочной  деятельности  с  подростками  работы  аэробного  характера  приводит  к  значительному  увеличению  жизненной   и  общей  ёмкости  лёгких. Мощность  мышечной  работы, при  которой  наступает  максимилизация  систолического  объёма  крови  у  подростков  растёт  с  повышением  выносливости. Применение  в  процессе  спортивной  деятельности  упражнений  из   циклических  видов  спорта  при  работе  с  юными  спортсменами  11 - 16 лет значительно  повышает  уровень  работоспособности  и  степень  адаптации  к  специальным  нагрузкам.
     При  работе  аэробной  направленности   сердце  и  сердечно - сосудистая  система  лучше  тренируются, так  как  в  работу  вовлекаются  в   основном  красные  мышечные  волокна, которые  больше  загружают  сердце  в  силу  более  развитой  в  них  сети  капилляров. В  то  же  время, у  юных  спортсменов  быстрее  по  сравнению  с   взрослыми  спортсменами  происходит  привыкание (приспособление)  функций  организма  к  одному  режиму  работы,  что  может  негативно  сказаться  на  возможности  полной  реализации  потенциала  развития  системы.
     Мышечная  деятельность  динамического  характера  сопровождается  значительным  увеличением  пульса  по  сравнению  с  взрослыми  спортсменами, что, кроме  прочего, связано  с  относительно  небольшим  минутным  объёмом  крови. Рост  тренированности  у  юношей  в  отличие  от  взрослых  не  вызывает  снижения  частоты  пульса.
     Выполнение работы статического характера детьми  7 - 9 лет  сопровождается    увеличением   пульса   на   18%   от  исходного уровня. В 10 - 12-летнем возрасте пульс при   статической   работе возрастает на 26%  от исходного уровня.
     При  применении  нагрузки  средней  интенсивности  наибольшие  показатели  статической  выносливости  отмечаются  у  подростков  12 - 14 лет, при  этом    утомление  наступает  гораздо  позже, чем  у  взрослых  спортсменов (Т.В.Алфёрова, 1986). Исследования  показали  эффективность  умеренных  по  величине  динамических  и  статических  нагрузок  для  развития  силовых  способностей  у  подростков  12 - 14 лет.
     Таким  образом, при  планировании  нагрузки  на  этапах  начальной  подготовки   необходимо  учитывать   возрастные изменения  сердечно - сосудистой  системы. Данный  период  благоприятен  для  развития  общей  и  специальной  выносливости. Применяемые  нагрузки  должны  быть  небольшими  по  величине  и  непродолжительными  по  времени. Максимальные  и  субмаксимальные  нагрузки  должны  применяться  крайне  редко, и  должны  быть  направлены  на  усиление  адаптационных  перестроек  в  организме  и    повышение  работоспособности.
     Выработка  тончайших  дифференцировок, позволяющих  более  точно  выполнять  упражнения - это  результат  аналитико - синтетической  деятельности  мозга. На  основе  этой  деятельности  создаётся  сложная  система  управления  движением, включающая  постоянный  анализ  текущих  афферентных  раздражителей  внешней  и  внутренней  среды  и  адаптационных  изменений  в  организме.
     Взяв  за  основу  современное  физиологическое  учение  о  типах  нервной   системы, можно  определить  несколько  наиболее  важных  показателей  высшей  нервной  деятельности. К  ним  относятся: скорость  образования  условного  рефлекса, величина  и  прочность  его, интенсивность  внутреннего  и  внешнего  торможения, быстрота  иррадиации  концентрации  процессов  возбуждения  и  торможения, податливость  к  внешним  воздействиям. Эти  особенности  высшей  нервной  деятельности  сочетаются  с  основными  свойствами  нервных  процессов - силой, уравновешенностью  и   подвижностью.
     Особенности  высшей  нервной  деятельности  имеют  ярко  выраженные  возрастные  различия. Ни  один  фактор  организации  движений  в  возрастном  плане  не  изменяется  столь  значительно  как  период  поступления  сигналов  из  центральной  нервной  системы  к  периферии  двигательного  аппарата. Кроме  прочего  это  связано  с  тем, что  на отдельных этапах   возрастного   развития   дети   характеризуются  специфическими    особенностями    высшей   нервной деятельности (ВНД). На протяжении первых   десяти   лет   идёт   непрерывное развитие  ВНД. В этот период возрастает    сила  и  подвижность нервных процессов, усиливается внутреннее   торможение. У   детей  10 - 12 лет положительные условные  рефлексы,  как   на   простые, так и на сложные раздражители проявляются остро и характеризуются значительной устойчивостью. Наряду с этим   рефлекторные реакции у детей часто носят размытый характер. Это   результат  выраженной иррадиации возбудительного   процесса. Вследствие  того, что  сила внутреннего торможения ещё   недостаточна, дифференцировки вырабатываются труднее, чем у   взрослых. При  сильных  воздействиях   у   детей  относительно быстро   развивается   запредельное торможение. Подростковый возраст   характеризуется   рядом отличительных особенностей. У подростков   преобладают   процессы возбуждения, заметно ухудшается   дифференцировочное   торможение, условно - рефлекторные реакции   становятся   менее   адекватными раздражению и носят белее выраженный, "бурный"   характер. Отчасти этим объясняется тот факт, что двигательные   действия подростка нередко отличаются большим  числом   дополнительных движений, сокращением ненужных мышц, излишней   закрепощённостью. У детей этого возраста  могут наблюдаться временные   трудности в образовании условных рефлексов и дифференцировок. Подростков отличает резко повышенная эмоциональность   поведения, сопровождающаяся часто психической   неустойчивостью.
     В  то  же  время, подростки  менее  восприимчивы  к  воздействию  сбивающих  факторов  внешней  среды. В  этом  возрасте  усиливается  концентрация  процессов  возбуждения  и  торможения. В подростковом  возрасте  усиливаются  процессы  торможения, хотя  возбуждение  продолжает  оставаться  преобладающим. В  период  полового  созревания  организму  подростков  свойственна  повышенная  возбудимость  и  реактивность  по  отношению  к  различным  воздействиям. Более  резко  протекают  предстартовые   реакции. Для эффективного выполнения силовых упражнений необходимым условием становится высокая функциональная подвижность и возбудимость двигательных центров, достаточная  сила   нервных процессов.
     В  зависимости  от  сочетания  частоты  и  длительности  импульсации  мотонейронов  величина  активности  мышцы, а  следовательно, и  проявление  её  силовых  возможностей, может  регулироваться  тремя  способами (И.М.Козлов, А.В.Самсонова,  1988):

1.    Посредством  изменения  количества  рекрутируемых (активных) двигательных   единиц;

2.    В  результате  изменения  частоты  импульсов, посылаемых  к  каждой  двигательной  единице;

3.    Благодаря  длительности  импульсации, определяющей  периоды  сокращения  и  расслабления  мышц  в  различных  кинематических  фазах  движения.
     Наибольшей  лабильностью  из  трёх  способов  регуляции  мышечной  активности  обладает  способ  периодичной  импульсации  мышц  в  кинематические  фазы  движения, то  есть  в  данном  случае

Категория: все | Добавил: SURA (24.12.2009)
Просмотров: 7439 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Botin Alexandr mega_toy@mail.ru